Благодаря этому историческому персонажу наш город стал частью событий смутного времени и борьбы за русский престол
В начале 2018 года в свет вышла книга, написанная коллективом ученых, посвященная одному из памятников чебоксарской старины – Николаевскому женскому монастырю. Один из ее соавторов, кандидат исторических наук Наталия Березина рассказала нам, чем на сегодня закончились поиски его самой знаменитой послушницы – бабушки первого русского царя Марии Шестовой.
Мария Тимофеевна Шестова происходила из рода дворян Грязных, известных «традициями политического авантюризма», пишет соавтор книги, посвященной одному из памятников чебоксарской старины – Николаевскому женскому монастырю, историк Юрий Гусаров. Ее дед был видным опричником при Иване Грозном, отец верно служил Борису Годунову, сумев избежать ссылки, в которую отправилась его дочь.
В Чебоксары Шестова попала в 1601 году, после того, как был раскрыт заговор против Годунова, в котором якобы были замешаны бояре Романовы. Они считались ближайшими претендентами на престол. Марию Тимофеевну привезли в наш город, который в те времена находился на окраине государства, под конвоем. Ее насильно постригли в монахини и поместили в Николаевский девичий монастырь, запретив всякое общение с внешним миром, в том числе переписку. В каком году родилась Шестова, достоверно неизвестно, документов на этот счет нет. Историки предполагают, что во время чебоксарской ссылки ей было около 40 лет. Сама же Мария Тимофеевна приходилась тещей Федору Романову, отцу будущего царя Михаила, коронованному в 1613 году.
– Как конкурентов на престол Годунов подверг опале Романовых, но как человек добрый и, как бы сейчас сказали, интеллигентный не стал никого из них убивать. Хотя с точки зрения царской политики – это стоило бы сделать, – говорит кандидат исторических наук Наталия Березина.
Мария Шестова, судя по источникам, была очень деятельной женщиной. Несмотря на то, что ей запрещалось всякое общение с внешним миром, в ссылке она вела активную политическую деятельность. Одно из подтверждений тому – в Чебоксарском художественном музее поныне хранится список (копия) иконы царевича Дмитрия. На нем изображены сцены его убийства посланниками Годунова. По тем временам икону можно было считать политическим памфлетом, изобличающим царя (по официальной версии того времени царевич сам напоролся на ножик). Искусствоведы считают, что чебоксарский список самый древний и полный и, видимо, сделан он с оригинала, который был изготовлен по заказу Шестовой.
Уже в 1602 году Борис Годунов объявил о прощении вдов и сирот опальных бояр, а Лжедмитрий I вернул свободу и самим боярам, решив таким образом продемонстрировать свою «легитимность». Шестовой же не суждено было вернуться из ссылки в Москву. Она умерла в Чебоксарах, по предположениям историков, прожив здесь 3-4 года. При этом достоверно известно, что похоронена она была на территории Николаевского девичьего монастыря. Здесь заканчивается первый этап истории с Марией Шестовой.
Спустя два с половиной века об опальной старице вспомнили благодаря священнику Введенского собора Кроковскому. Изучив документы, он пришел к выводу, что останки Шестовой покоятся в склепе южного придела Николаевского собора – к тому времени монастырь уже перестал существовать. «В конце XIX века эта версия приобрела характер предания и прочно закрепилась в справочной и краеведческой литературе», – отмечает историк Гусаров.
В 1913 году в России с размахом отмечалось 300-летие дома Романовых. За год до этого чебоксарский купец Федор Дряблов обратился с письмом к сестре императрицы, великой княгине Елизавете Федоровне, в котором сообщил об истории Шестовой. Благодаря этому облагораживание могилы бабушки первого русского царя вошло в план юбилейных мероприятий Казанской губернии. В январе 1913 года в присутствии казанского губернатора, высоких священнослужителей и при большом скоплении народа были произведены раскопки в склепе собора.
– Раскопки шли в течение одного зимнего дня. Был снят каменный пол, под которым было обнаружено несколько погребений, одно из которых приняли за останки Марии Шестовой, – рассказывает Наталия Березина.
Погребение оказалось под алтарной частью южного придела. Это объясняется тем, что эти захоронения были сделаны еще при деревянном храме. Во второй половине 17-го века здесь был построен каменный собор.
Современные археологи сомневаются, что найденные в 1913 году останки принадлежали именно Марии Шестовой.
– Раскопки проводились в спешке. Добавьте сюда политическое давление, ведь династия Романовых была у власти, а значит стояла задача обязательно найти могилу бабушки первого русского царя, – отмечает Березина.
В книге также упоминается секретный рапорт, в котором говорится, что по заключениям судмедэксперта найденные останки принадлежали высокой женщине, прожившей до 36 лет, в то время возраст Марии Тимофеевны должен быть старше. Тем не менее, те останки с почестями были перезахоронены, у склепа выставлен полицейский караул, а сама историческая могила стала местом паломничества.
Через сто лет, в 2013 году, тема поиска места захоронения Шестовой возникла вновь, уже в связи с 400-летием дома Романовых. К тому времени Никольского собора не существовало, его разрушили в 1936 году. На его месте сейчас находится дом, построенный для советской номенклатуры, и сквер Константина Иванова. Изучив документы, ученые смогли точно установить границы собора. При помощи георадарного исследования было определено предположительное место нахождения останков.
– На месте небольшого раскопа мы зафиксировали, что захоронения здесь располагаются в пять ярусов. На глубине 4 метров мы обнаружили 11 погребений, из которых раскопали только четыре, – рассказывает Березина.
По мнению ученых, самые глубокие захоронения, датируемые серединой 16-го века, могли принадлежать строителям чебоксарской крепости – первым православным людям, появившимся на чувашской земле. А то, что находилось выше, могли быть останками Марии Шестовой.
– Когда мы открыли погребение, то отметили его необычную антропоморфную форму. Мы знаем, что подобная форма, но в каменном исполнении характерна для знатных погребений 16-17 века, – поясняет Березина.
При этом археологи утверждают, что останки, найденные в 2013 году – это совсем не то, что нашли столетием ранее.
– Когда мы начали раскопки, то обнаружили на месте южного придела огромную яму, выкопанную в то время, когда рушили храм. Яма была огромная, 4-метровой глубины, заполненная мусором: битым кирпичом, стеклом. Когда ломали храм уже было известно, что здесь покоятся останки Марии Шестовой. Возможно большевики их тоже искали, – рассказывает Наталия Березина.
За изучение останков взялись антропологи, предварительные выводы которых свидетельствуют об их сходстве с останками дочери Михаила Романова Татьяны, правнучки Марии Шестовой (в книге, кстати, есть целый раздел, содержащий множество таблиц с результатами замеров). Однако, для окончательного утверждения предварительных выводов ученых нужен сравнительный ДНК-анализ их образцов. Сделать это пока не удается, предполагаемые останки бабушки царя находятся в институте этнологии и антропологии РАН и ждут своей участи.
Чтобы провести экспертизу ДНК одних костей предполагаемой Марии Шестовой недостаточно. С поздними Романовыми сравнивать их невозможно, нужно получить более ранние фрагменты. При этом такая возможность есть. В музеях московского Кремля хранятся останки дочерей Михаила Романова, внучек Марии Шестовой.
– Мы не можем получить разрешение, чтобы, грубо говоря, отщипнуть кусочки для изучения. Когда мы передали останки в институт, делегировали им полномочия по исследованиям, в том числе по переговорам, – поясняет Березина.
Представители института обратились к Елене Гагариной, директору музея Московского Кремля, к сожалению, пока получили отказ – нет благословения патриархии. По словам чувашских ученых, спорить они не могут и ищут пути решения. Например, обращались в патриархию, та дала свое добро. При этом исследования не дешевые. Стоят они несколько сот тысяч рублей, и здесь ученым нужна поддержка со стороны властей, но чиновники пока занимают выжидательную позицию.
В 2013 году чиновники с энтузиазмом поддержали инициативу ученых о проведении раскопок в сквере Константина Иванова. История Шестовой привлекла внимание видных российских ученых, она становилась темой федеральных СМИ. Звучали обещания построить на месте захоронения часовню, и чуть ли не восстановить Николаевский собор. Но после того, как закончился пиар и начались научные исследования, энтузиазм чиновников иссяк. Более того, археологические раскопки, которые требовали финансовых вложений и велись под честное слово городских властей, до сих пор не оплачены, а это порядка полумиллиона рублей.
Наталия Березина, ведущий сотрудник чувашского гуманитарного института, кандидат исторических наук:
– Мы не пока не можем быть полностью уверены, что нашли останки Марии Шестовой, но это не исключает самого факта ее нахождения в Чебоксарах. История на этом не заканчивается, напротив, мы считаем это началом большой истории древнего города и это только одна из его страниц.
Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.