архив moygorod-online.ru
В городе осталось немного старых храмов, но они по-прежнему во многом определяют его внешний, туристический, облик
Чебоксарский экскурсовод с 30-летним стажем Людмила Яковлева говорит, что по сравнению с временами СССР внутренний туризм сегодня «просел». Тогда были дешевые путевки от профсоюзов, а волжская навигация заканчивалась значительно позже. Например, сельские жители начинали путешествовать глубокой осенью.
В годы перестройки Волга замерла – теплоходы не плавали, туристов было мало. Потом отрасль понемногу стала возрождаться. Если в советские годы туристические маршруты рассказывали о боевых и трудовых подвигах чебоксарцев, то в 90-е туристов стали водить по городским храмам.
– Верующих были единицы. Люди и крестится не умели, и икон не знали. Были больше похожи на язычников, считая, что у этого святого можно попросить о здоровье, а у того – о богатстве, – вспоминает Людмила Яковлева.
Интерес к православной тематике держался лет 5-6. Но история у государства одна и для многих волжских городов схожа. Потом пошли отзывы от туристов: «опять эти храмы, уже надоело». Поэтому их стали заводить в храмы только по желанию.
Сегодня экскурсоводы сетуют, что в центре города мало что меняется, и Чебоксары во многом проигрывают соседям. «Не рассказывать же о кафе или колесе обозрения, которые появились на заливе», – говорят они и продолжают водить людей по одним и тем же маршрутам, одними из главных достопримечательностей которых являются чебоксарские храмы. Пройдемся по ним и мы….
Начинается знакомство со старыми Чебоксарами, как правило с Введенского собора. Снаружи он выглядит довольно скромно, тем не менее является главным православным храмом не только города, но и всей Чувашии. Его построили в 1555 году на территории крепости, которую заложили по указу Ивана Грозного. Место под будущий храм освятил архиепископ казанский Гурий, отслужив молебен в полотняном шатре. Потом на его месте появилась деревянная церковь. Она несколько раз горела, пока в середине 17 века вместо нее не построили каменный храм, который со временем обзавелся четырьмя приделами и в таком виде дожил до сегодняшних дней.
Один из колоколов собора, отлитый 1744 году в Кенигсберге и очутившийся в Чебоксарах после войны, нуждается в починке
Построен собор по принципу: прост снаружи, но богат изнутри. В храме находится старинный иконостас, который сохранился, несмотря на то, что в годы советской власти был период, когда собор закрывался на несколько лет. Для верующих храм открыли в середине войны. Решение властей оказалось своевременным и правильным: прихожане за короткий срок собрали более 100 тысяч рублей, на которые была построена танковая колонна. За это они получили благодарственное письмо от Сталина.
Практически обязательным пунктом экскурсий является демонстрация туристам православной святыни – Владимирской иконы Божьей матери, которая находится не где-то в запасниках, а в иконостасе Введенского кафедрального собора. Именно ее в Чебоксары привез святитель Гурий.
В советское время в Введенском соборе собирались сделать художественную галерею. Сотрудники музея, понимая ценность убранства храма, разобрали и сохранили деревянный резной иконостас
Есть в храме икона Николая Чудотворца, особо почитаемая верующими. Причем в писанный образ вставлен двухсторонний каменный образок. Интересно предание, как он здесь очутился.
– Говорят, что один крестьянин, обрабатывая землю, наткнулся на камень и, не разглядывая, отбросил его. Через какое-то время его дочери приснился сон, что нужно найти камушек. Она рассказала про сон батюшке, тот попросил заняться поисками, когда камень нашли, обнаружилось, что это иконка, – рассказывает Людмила Яковлева.
Несмотря на то, что чебоксарская крепость, да и сам город часто горел, в храме сохранилась старинная роспись стен и сводов потолка. Правда, не обошлось без последствий, и несколько лет назад их расчищали от вековой копоти. Туристам обычно рассказывают, что храм стоял в центре крепости, которую населяли конные и пешие стрелки. Здесь же находились склады с продовольствием и оружием и тюремный замок. Он, кстати, сохранился и поныне. Более того, следственный изолятор, который сейчас размещается в его стенах, считается самой древней из действующих тюрем в России.
Наряду с древними храмами взорам туристов предстают и современные новоделы
Осмотр храма на этом заканчивается, и экскурсионные группы ведут мимо церквушки-новодела, дома симулякра купца Зеленщикова, и недавно построенного здания кафе, которое закрыло собой великолепный вид на залив и Красную площадь. После этого туристы оказываются возле еще одного знакового храма Чебоксар – церкви Михаила Архангела.
В годы советской власти в нем находилось книгохранилище, потому что рядом, в бывшем особняке купца Ефремова, работала городская библиотека. Храм был приписан к духовному училищу, и его студенты проходили здесь практику. Наверное, поэтому в нем находится достаточно редкая икона Божьей Матери «Прибавление ума».
Сюда юные чебоксарцы приходят поднабраться ума перед трудными экзаменами
На свитках, которые держат ангелы, окружающие Богородицу, написано, как и на каких принципах мы должны строить свою жизнь. Например, бороться со страстями, никогда не падать духом, иметь смиренный нрав, нести в мир свет. Здесь часто можно увидеть студентов или школьников перед экзаменами или сессиями, которые, видимо, воспринимают название иконы в буквальном смысле.
Следующая большая туристическая остановка – стены Свято-Троицкого мужского монастыря и скульптура Гурия-святителя, держащего в руках Владимирскую икону. И хотя находится он далеко от места, где закладывался первый храм и крепость, взор его обращен в ту сторону. Раньше здесь было кафе, куда заходили чебоксарцы прямиком с пляжа. Вид у них был зачастую неподобающий, и нынешний настоятель монастыря отец Василий Паскье добился от города, чтобы земля возле стен обители перешла монастырю. Сейчас монахи своими силами благоустраивают скверик возле Гурия. Он открыт для туристов и горожан, вид которых стал гораздо более благообразным.
Святитель Гурий защищает стены мужского монастыря от невоспитанных горожан
Туристы, заходя в монастырь через северные врата, практически повторяют путь Екатерины II, которая в 1767 году, совершая путешествие по Волге, приплыла на галере в Чебоксары. Город тогда был очень маленьким и не мог приготовить императрице такие же шикарные подарки как, например, купеческий Нижний Новгород. Чувашские женщины соткали дорожки, которым устлали путь царицы от берега до ворот монастыря. Возле Свято-Троицкого монастыря находился Вознесенский храм, в котором крестили Василия Чапаева. Хотя знаменит он не этим, а тем, что имел отдельно стоящую колокольню, которая падала почти как Пизанская башня.
Людмила Яковлева говорит, что были туристы, которые посещали ее экскурсии по 10 раз, всегда открывая что-то новое
В монастыре можно увидеть деревянный резной образ Николая Чудотворца или Можайского. Его еще называют городским судьей. Сохранилось предание, что к образу приходили люди с просьбой о помощи в спорах. Например, купцы проверяли честность своих партнеров. Сюда же приходили молодые люди прежде, чем вступить в брак. Люди верили, что Николай Чудотворец не потерпит никакого обмана, а лгуна постигнет наказание.
Екатерина II даровала Чебоксарам герб, город отблагодарил ее бюстом
Заканчиваются туристические прогулки по Чебоксарам часто у бюста Екатерины. Экскурсоводы на прощание рассказывают, что, пообщавшись с духовенством и местной знатью, императрица села в карету и поехала за 6 верст от Чебоксар смотреть на дубовые рощи, куда за четверть века до нее ездил Петр Первый в поисках леса для флота. Кстати, если первый российский император пробыл в Чебоксарах минут 15-20, то Екатерина – 2-3 часа.
Сегодня чебоксарцы, особенно высокопоставленные, любят цитировать ее слова, написанные графу Панину, воспитателю будущего императора Павла I: «город Чебоксары для меня во всем милее Нижнего Новгорода». Хотя сейчас, конечно, сложно сказать, в каком контексте они писались.
Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.