ФКС Чувашии
А для тех, кто хочет быть больше в теме, причем это касается и родителей, в конце интервью есть список рекомендованных игр от к.ф.н. Александры Никитиной
Чему учат современные видеоигры, чего от них больше – пользы или вреда и что делать родителям, чтобы ребенок меньше времени проводил за компьютером? Об этом «Мой город» поговорил с кандидатом философских наук, доцентом кафедры литературы и культурологии Чувашского педуниверситета, руководителем Центра изучения видеоигр ЧГПУ Александрой Никитиной.
Центр появился в ЧГПУ в прошлом учебном году, хотя официального открытия еще не было. К примеру, мы изучаем то, как можно геймефицировать учебные темы или курсы, используя видеоигры. Они умеют захватывать внимание, поэтому с их помощью можно повысить мотивацию к учебе у студентов. Также мы проводим культурологический анализ видеоигр: какие ценности в них закладываются, какие моральные коллизии там выявляются, как игроку можно решать морально-этические задачи, присутствующие в сюжете игры.
Сам центр работает при факультете чувашской и русской филологии, но мы позиционируем себя как общеуниверситетскую площадку. В прошлом году студенты с факультета иностранных языков изучали у нас проблему локализации, то есть каким образом можно переводить игры с английского на русский язык.
Для изучения мы берем любые игры. Это могут быть, например, известные практически каждому – Майнкрафт, Ведьмак или The Last of Us, Assassin’s Creed, «Призрак Цусимы». Какую игру выберет себе студент для изучения, зависит от того, что ему нравится. Список определяет проблематика.
Помимо этого, в центре проводятся различные тематические мероприятия. Например, в прошлом году был цикл занятий, посвященный теме постапокалипсиса. Мы анализировали, как видеоигры разыгрывают конец света, почему возникают подобного рода сценарии, как это связано с тем, что происходит в реальности и какой отзыв эта тема вызывает у игроков.
Нельзя сказать, что есть плохие или хорошие игры. Дело совсем не в игре, а в игроке. Как филолог я воспринимаю игры, как художественное произведение или новый тип текста. Игра – это художественное высказывание целой группы людей о нашем мире, о человеке, о том, во что мы в итоге превращаемся.
При этом в отличие от книг и кинофильмов игра предлагает интерактив. К, примеру, в книге вы не может поменять финал или сделать выбор за персонажа, а в игре это возможно. Например, есть такая интересная для исследователя игра – Detroit: Become Human. В ней рисуется возможное будущее, населенное андроидами – помощниками людей. Андроиды постепенно замещают людей в разных видах деятельность и внезапно обретают сознание, которое начинает распространяться как вирус. И вот как поступить в этом мире человеку?
Игроку нужно сделать выбор: принять ли андроидов, как новый вид человечества, или превратить их в рабов. И концовок в игре может быть очень много. Плюс ко всему в конце игроку предлагают пройти опрос. То есть все люди, которые играли в Detroit: Become Human по всему миру, высказывают свое мнение по глобальным философским вопросам.
Например, один из вопросов звучит так: «Представляешь ли ты себе, что можно влюбиться в андроида?» И большинство игроков (около 60%) отвечали: да. Понятно, что это игра, игроки в процессе нее «оживили» своих андроидов, и в реальности может быть совсем не так, но с точки зрения исследователя результаты этого опроса интересны.
Это предубеждение и, к сожалению, довольно распространенное мнение. Сегодня целые коллективы ученых занимаются изучением того, формируют ли видеоигры агрессию в человеке. И эти исследования обнаруживают, что такого влияния нет. Даже такие игры, как шутеры, не делают подростков жестокими. Напротив, ученые приходят к неожиданным выводам – видеоигры могут снимать накопившуюся внутри подростка агрессию.
Да, на самом деле их очень много. Это так называемые нарративные игры. Есть игры, развитие сюжета в которых зависит от выбора игрока. Если игрок выбирает сторону добра, то получает за это поощрение. А если его выбор – путь хаоса и агрессии, игра его «наказывает».
Например, в постапокалиптической игре The Last of Us («Последний из нас»), которая считается одной из лучших современных видеоигр, рассказывается о человеке, который потерял дочь. По сюжету игры он должен сопроводить незнакомую девочку из точки А в точку Б. С одной стороны, на его пути встречается жестокость людей в постапокалиптическом мире, с другой – мы видим, как герой находит любовь, обретая в этой девочке свою дочь, как он ее оберегает и пытается спасти. И если молодой человек играет в эту игру, то в какой-то мере он учится быть хорошим отцом. И тот выбор, который он делает, в конечном счете, в пользу добра.
Для подростков вред от игр, конечно, есть, но ровно, как и польза. Все должно быть в меру. Если человек играет день и ночь, и никак не может остановиться, то, естественно, – это вредно для организма. Бывали случаи (в Китае, не у нас), когда молодые люди просто умирали от голода и истощения, потому что играли несколько суток подряд. Это крайности, но родительский контроль в этом случае необходим.
Но полностью запрещать видеоигры неправильно. Сегодня – это новый способ социализации подростков. В сетевых играх они находят новых друзей со всего мира. Хотя и здесь существуют свои опасности – злоумышленники часто ищут своих жертв среди детей именно в онлайн-играх.
Но я бы сказала так: при ненавязчивом контроле со стороны родителей, при том, что ребенку объясняется про опасности, играть не только можно, но и нужно. Видеоигры развивают очень важные навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни сегодняшнего подростка. Это умения концентрироваться на решении какой-то проблемы, взаимодействовать в команде, справляться с трудностями в коммуникациях, да и просто развитие быстроты реакции.
Кстати, основная претензия со стороны родителей к играющим детям в том, что они мало двигаются, а много времени проводят за компьютером. Но на это есть такие игры, как виртуальный теннис, виртуальная стрельба или те же самые танцы. Хотя, конечно, застревать в комнате и сидеть в одной позиции – это вредно.
Нэнси Петри, профессор Гарвардского университета, в книге «Пауза и перезагрузка: руководство для родителей по предотвращению и преодолению проблем с играми» пишет, что детям старше 6 лет рекомендуется играть в видеоигры не больше часа в учебные дни и двух часов в выходные. Детям до шесть лет она рекомендовала играть не более 30 минут.
Испанские ученые обнаружили, что игра в видеоигры в течение одного часа в неделю улучшает двигательные и когнитивные навыки, однако эти показатели не подтверждаются у детей, которые играют более двух часов.
Когда игра начинает влиять на здоровье и физическое состояние человека. Когда, например, нарушается сон, аппетит, кардинально уменьшается физическая активность, можно говорить, что у игрока есть проблемы. Если человек играет, несмотря на то, что ему становится физически плохо, нужна помощь со стороны.
Не нужно мешать играть в видеоигры, потому что игра становится «запретным плодом» и начинает притягивать еще больше. Нужно показать ребенку, что есть вещи поважнее игр. Можно объяснить ему, что все навыки, которые он получает в игре, конечно же, пригодятся ему в будущем. Однако без получения образования и профессии их будет недостаточно для успешной жизни. Запрещать играть – это самый последний метод, потому что запреты всегда формируют огромное желание их нарушать.
Мне кажется, что это один из самых замечательных способов воспитания – это играть с ребенком. Поэтому играйте в видеоигры с детьми! Игра – это основа человеческой культуры, как говорил нидерландский философ Йохан Хёйзинга. Играя, мы учимся. А когда мы этот делаем со своим ребенком – это, на мой взгляд, и есть самые здоровые родительские отношения. Воспитательный потенциал здесь просто огромный.
Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.