Архимандрит Василий: «Современный туризм начинается с комфорта»

31 июля 2024, 08:48

Чебоксарская епархия, Юрий Коновалов

Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря поделился мыслями о прошлом, настоящем и будущем Чебоксар

Архимандрит Русской православной церкви Василий (Паскье), наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, живет в столице Чувашии уже более 15 лет. И активно принимает участие не только в духовной, но и светской жизни: участвует в общественных обсуждениях благоустройства исторической части города, причастен к археологическим раскопкам на месте бывшего Никольского женского монастыря и проектам развития территории, установке памятников. При монастыре в 2010 году создан Общественный совет, в который вошли местные историки, художники, искусствоведы, архитекторы. Как человек, не понаслышке знающий о развитии туризма и паломничества (родился батюшка во Франции, учился в Париже, долгое время был насельником монастыря в Иерусалиме), имеет на праздничную дату – 555 лет городу Чебоксары – собственный взгляд.

– Батюшка Василий, горожане вас уже давно считают своим, вы редко покидаете столицу Чувашии. Но каким было первое впечатление от города?

Архимандрит Василий:

– Я впервые оказался в Чебоксарах 30 лет назад, приехал в сентябре 1994 года по приглашению Владыки Варнавы, он тогда был архиепископ Чебоксарский и Чувашский. Ехать в Россию меня отговаривали: было сложное время, «лихие 90-е», как сейчас говорят. А я даже не знал русского языка. В Чебоксары вновь вернулся, побывав паломником во святых местах России, пройдя иноческое послушание в Псково-Печерском монастыре; был настоятелем храма Рождества Христова села Никулино Порецкого района, затем нес послушания в Алатыре. Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь принял в ноябре 2009 года. Застал время, когда расчищали ложе Чебоксарского залива, тогда еще не была построена дамба «Дорога к храму». Выглядела территория откровенно плохо, с нынешней красотой не сравнить. Но мне всегда казалась неправильной фраза «Хорошо там, где нас нет». Постарайся сделать хорошо вокруг себя! Если каждый вокруг своего дома наведет порядок, вся улица станет красивой.

– Вы вложили много сил в обустройство монастыря. Сейчас он процветает?

Архимандрит Василий:

– Монастырь в советские времена был заброшен, только в 1992 году правительство Чувашской республики приняло решение вернуть здания Чебоксарско-Чувашской епархии. В зданиях церквей располагались общежития, водолазная станция, ресторан, кукольный театр, библиотека, парашютный клуб, архив... Даже был проект снести все и сделать автостанцию, чтоб было близко к Дому колхозника, первой гостинице в Чебоксарах. Вся инфраструктура была разорена. Первым наместником стал нынешний митрополит Савватий, он успел многое сделать по реставрации и обустройству: поднимали купола, монтировали колокольню, строили ограду и многое другое. Но и на мою долю осталось море работы: были возвращены северные территории монастыря, где разбили парк, возвели часовню–стеллу в память о Вознесенском храме, обустроили часовню Святителя Николая, восстановили надвратный храм мученика Феодора Стратилата, создали домовой храм в честь святителей Гурия, Германа и Варсонофия. В память об основании города и мужской обители установили памятники святителям Гурию и Герману, а к 30-летию возрождения монастыря – памятник митрополиту Варнаве.

Я стал председателем комиссии по канонизации святых Чебоксарской епархии. Было выявлено, что в Чувашском крае за советский период появилось много мучеников и исповедников веры Христовой.

Сегодня город празднует 555-летие, опираясь на первое упоминание в летописях, хотя воевода отметил лишь то, что «с отрядом ночевал на речке Чебоксарке». Историки и археологи спорят, что город старше своего официального «возраста» еще на 200-300 лет. А я считаю, что отсчет надо вести с приезда трех святых и основания Чебоксарской крепости – это дата официальная, документально оформленная. В 1555 году, по велению царя Иоанна IV, его посланцы прибыли сюда с образом Владимирской иконы Божией Матери, выбрали место для крепости и собора Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Памятник святителю Гурию, основателю города, установлен на территории нашего монастыря, благословляет иконою и город, и всех проходящих. Вижу: это многие замечают, перекрестившись, кланяются. С южной стороны монастыря установлен монумент святым благоверным Петру и Февронии Муромским, возле него проводится ежегодное празднование Дня семьи, любви и верности. Людям нравится красота - Волга, залив, купола, колокольный звон, цветы. И хотя волею судьбы бывшее тихое и намоленное место сегодня оказалось в самом центре шумного города, мы по-прежнему стараемся, чтобы верующие люди получали в обители утешение, помощь, ответы на многие вопросы.

– Туристы и паломники проявляют интерес к Введенскому собору, Свято-Троицкому мужскому монастырю, Спасо-Пребраженскому женскому монастырю. Что можно еще сделать для углубления в историю?

Архимандрит Василий:

– На общественных слушаниях по обустройству Московской набережной были предложения обозначить место Спасо-Преображенской Геронтиевской подгородней мужской пустыни, упомянутой во многих дореволюционных путеводителях, как место спасения города от эпидемии чумы, духовного отдыха и очищения. Родник, к которому сейчас приходят люди, не тот, что был тогда – я разговаривал с человеком, который заглушил прежний источник при строительстве промышленной базы. Но само место в середине южного склона известно, есть старинные иллюстрации, свидетельства старожилов. Даже обычный баннер может обозначить эту точку как историческую достопримечательность и удачно дополнить спортивные площадки, кафе и прокат велосипедов.

Археологические раскопки на территории Никольского женского монастыря, прерванные в 2013 году, тоже можно продолжить. На месте находки останков бабушки первого русского царя из династии Романовых сейчас лежит памятная плита, установлен стенд с исторической справкой. Но монастырь стоял многие годы и был упразднен в конце XVII века, а Никольский храм прекратил свое существование только после революции 1917 года.

Есть гравюры Чебоксар еще со времен Екатерины II: красивый город с множеством храмов. Здесь было четыре монастыря: наш, Никольский, Геронтиева пустынь и Сретенский монастырь, на развалинах которого возникла Владимирская пустынь, а затем Спасо-Преображенский женский монастырь. О всем этом можно красиво рассказывать.

– На что стоит обратить особое внимание при развитии туристической привлекательности Чебоксар?

Архимандрит Василий:

– Сколько живу тут, город все время активно строится. Проведу аналогию: когда человек строит дом, то использует самое современное оборудование для кухни, спальни, ванной, туалета. А пока перекос заметен: угощение обильное, гостиниц тоже много, а вот туалеты в городе туристам приходится искать. Особенно после традиционного угощения чувашским пивом. Некрасиво заставлять гостей справлять нужду под кустом, потому что в разгар летнего сезона закрыт на ремонт туалет на Красной площади, при этом указывать в путеводителе монастырский туалет как общественный. Даже помимо чисто экономических резонов – вода, бумага, услуги уборщицы не бесплатны для нас – помещения попросту не рассчитаны на такой поток посетителей. Развивать туризм следует цивилизованно.

В Чебоксарах также реализуется отличный проект «Безопасный город», установлены видеокамеры. Но реагирование на нарушения общественного порядка сильно от видеосъемки отстает. Например, у ограды монастыря мы часто вынуждены наблюдать по ночам выпивающие шумные компании, причем они устраивают и пьяные гонки на автомобилях, а это очень опасно.

– В Чебоксары приезжают не только туристы и паломники. Этим летом у вас гостили шесть православных священников из Африки. Они делились впечатлениями от нашего города?

Архимандрит Василий:

– Честно говоря, я немного волновался, как их примут. На священников в рясах люди на улице не всегда реагируют спокойно, а они все-таки еще и непривычно выглядели. Но встречные вежливо спрашивали: «Вы православные?», просили благословения, предлагали сфотографироваться вместе. Стажеры неделю служили в монастыре, причащали людей в храме. Прихожане отнеслись к ним очень деликатно, никто не отказывался, не возмущался. Верующие считают, что это такая благодать: люди из Африки принимают христианство, будут дальше проповедовать православие. И в целом столица Чувашии многонациональна исторически, а сейчас еще приезжает учиться в местных вузах много молодежи из-за рубежа, в том числе из Африки. Толерантность у нас на высоком уровне.

Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.

Подпишитесь...