Директор Русского драмтеатра рассказал, как сделать дотационный театр рентабельным
Четыре года назад Русский драмтеатр зарабатывал пять миллионов рублей в год. При этом денег на зарплату уходило в шесть раз больше. Сейчас доходы театра выросли в несколько раз, хотя расходы на зарплату все равно их превышают. Директор театра Дмитрий Капустин говорит, что этому не стоит удивляться – любой муниципальный или государственный театр дотационный работает в убыток. Но, если удается заработать хотя бы половину той суммы, что государство выделяет театру, это можно считать успехом. Дмитрий Капустин рассказал, как удалось этого достичь.
– После столетнего юбилея, который Русский драматический театр отмечал в прошлом году, наша зрительская аудитория выросла в полтора раза. Для сравнения: в 2021 году театр посетили 66 тысяч зрителей, в 2022-м – уже 101 тысяча.
И таких результатов мы достигли благодаря комплексу мер. Во-первых, это скрупулезный подход к формированию репертуарной политики. Мы внимательно анализируем то, что сегодня включено в школьную программу, чтобы максимально расширить предложение по «Пушкинской карте». Но в то же время не забываем о зрелом зрителе и даем ему весь спектр жанров и форм спектаклей – от классической до современной драматургии.
Второе – это грамотный маркетинг. За наш сайт и социальные сети мы признаны лучшими среди учреждений культуры в Чувашии в 2023 году. Также мы занимаем первое место в регионе по итогам реализации программы «Пушкинская карта». В прошлом году нами был проведен ребрендинг. У нас появилось несколько символов, которые на первый взгляд трудно ассоциируются с театром. Например, кот Угрюмый. Честно говоря, сначала я был настроен скептически. Почему кот? Почему угрюмый? Почему он должен стать символом театра?
А история такова. В театре уже больше десяти лет живет кот – всеобщий любимец. Однажды его сфотографировали, выложили с ним пост в соцсетях, и он собрал миллионы просмотров. Мы решили отрисовать и анимировать кота, и теперь он у нас еще и танцует. И не только.
Есть кот плюшевый. Он нарисован на всех афишах, на «Пушкинской карте», на памятках-комиксах, где мы пишем, как вести себя в театре. То есть через несерьезную мордочку с усами мы доносим до аудитории достаточно серьезную информацию.
Театр и педагогика находятся рядом. В дипломах артистов так и написано: актер-педагог. Театр – это социокультурный институт, который призван не только развлекать, но и просвещать. А через маркетинговые персонажи и инструменты это получается очень здорово.
– Одно из главных достижений года – то, что наш спектакль «Братья Карамазовы» в постановке питерского режиссера Олега Куликова вошел в лонг-лист премии «Золотая маска». Эта премия – мечта любого театра. И неважно, в какой номинации. Если говорить о самом спектакле, то, что режиссер смог уложить четырехтомный роман Достоевского в инсценировку, а потом перевести в действие, которое длится 2 часа 15 минут, я считаю, из разряда фантастики.
В постановке, бесспорно, есть авторское прочтение романа. Но все, кто читал раньше «Братьев Карамазовых», и те, кто не читал, но им нужно сдавать ЕГЭ, в один голос говорят, что теперь понимают замысел писателя. Олегу Куликову удалось сделать выжимку философии Достоевского, оставив фабулу романа. И при этом так расставить акценты на героях, что стало понятно, кто кем является и кто чего стоит.
Знаете, с чем у меня ассоциируются «Братья Карамазовы»? Со жвачкой в волосах, которую при всем желании не вытащишь. Посмотрев этот спектакль, вы уже не сможете выбросить его из головы. Вам нужно будет просто взять и отрезать клок волос.
Сейчас мы возлагаем большие надежды на то, что критики по достоинству оценят работу Андрея Аверина. Это наш актер, который выступил в роли режиссера и поставил спектакль «История одной встречи» по произведениям Василия Шукшина. Это молодой артист, которому всего 30 лет. Помимо своего актерского дарования, обладания уникальной органикой и способностью моментального вхождения в тот или иной образ, у него еще и режиссерские мозги. А это, поверьте, большая редкость для актера.
Актера в годы его обучения постоянно «бьют палкой» по рукам и по голове со словами: «Режиссер – главный, а ты – пластилин. Ты должен делать то и то». Происходит профессиональная деформация.
– Сегодня мы не испытываем недостатка в актерах. Чтобы не быть голословным, вот лежит пачка актерских и режиссерских резюме, которые нам прислали в течение двух последних лет. Их 64. Здесь актеры, окончившие ГИТИС и Щукинское училище. А все потому, что в региональных театрах сейчас зарплата выше, чем в столичных. Политика большого столичного театра – «тебя взяли, уже будь благодарен. Денег на поесть мы тебе дадим, остальное заработаешь сам». Большие города – большие возможности.
Сегодня у региональных театров хорошее финансирование, благодаря чему мы имеем возможность обновляться, расширять горизонты своего творчества, приглашать известных режиссеров и платить нормальные деньги актерам.
Что касается творчества, то все известные столичные режиссеры, ставившие спектакли на нашей сцене, такие как Дмитрий Астрахан, Олег Куликов, Светлана Свирко, говорят, что нам очень повезло с труппой. В прошлом году к нам пришли пять молодых артистов. Теперь у нас очень яркая актерская палитра и мы можем делать абсолютно все: в разных жанрах и для любой аудитории.
– Творчество – дело такое, что просчитать успех может лишь Господь Бог. Бывает, что в зрителя не «попали» либо слишком замудрил режиссер, либо было слишком вольное обращение с материалом, который является классическим и больше никаким.
Последний пример – спектакль «Маленькие трагедии Александра Сергеевича Пушкина», который в 2021 году ставил молодой режиссер, недавно окончивший ГИТИС, Иван Судаков. На мой взгляд, спектакль получился, он понравился актерам. Но он был фестивальным и не рассчитанным на массового зрителя.
Знали бы вы, какой на нас обрушился шквал критики от возмущенных учителей литературы: «Пушкин — наше все! Что вы делаете?» Да, спектакль себя не окупил, но он вызвал резонанс в обществе. А мы показали, что можем делать и такие постановки.
– Мечты – нет, главное, чтобы находились головы и руки, которые могут воплотить наши задумки. Например, мы хотим сделать спектакль «Вокруг света за 80 дней» по роману Жюля Верна и даже заочно познакомились с правнуком писателя. Он, кстати, обещал приехать на премьеру, если таковая случится.
Мы рассчитывали получить финансовую поддержку, потому что постановка сложная – там постоянно меняется место действия. Нужно либо очень хорошо работать с 3D-графикой, что очень дорого, либо со сценографией, что тоже недешево. А если позвать делать спектакль столичного режиссера, постановка вообще выйдет запредельно дорогой.
Мы написали заявки на один грант, на второй грант – их не поддержали. В итоге утерли скупую слезу и отложили идею в сторону. Но интерес к постановке никуда не делся. И в итоге нашлось решение. Мы объявили конкурс на лучшую инсценировку романа Жюля Верна среди выпускников театральных вузов, у которых пока нет имени. Условия достаточно простые. Если нам понравится инсценировка, мы расскажем о начинающем режиссере, пригласим его в театр делать спектакль, заплатим за это, и в случае успеха о нем узнает театральное сообщество.
На этот проект мы возлагаем большие надежды. Более того, проанализировали свое финансовое положение и поняли, что сможем поставить спектакль и своими силами. А если случится грант, будет вообще хорошо.
Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.