Сергей Коробко
Показы фильмов и различные мероприятия фестиваля проходили на 17-ти площадках по всей Чувашии с 2 по 7 июня
Нынешний кинофорум был традиционно посвящен этническому и региональному кино. В рамках него прошли десятки показов конкурсных фильмов. Одним из самых ярких мероприятий фестиваля стал творческий вечер автора музыки к множеству советских и российских кинофильмов, композитора Эдуарда Артемьева.
Пятнадцать лет для Чебоксарского кинофестиваля дата не совсем юбилейная и уж точно не круглая. Тем не менее она о многом говорит. Пятнадцать лет назад в России было очень много фестивалей – проводить их тогда было модно. Но сегодня большинство из них уже прекратили свое существование. Чего не скажешь о чебоксарском.
– Более того, благодаря именно этому фестивалю региональное и этническое кино не только есть, но и является едва ли не самым интересным, что существует в российском кинематографе, – полагает художественный руководитель Чебоксарского международного кинофестиваля Сергей Лаврентьев.
Впервые кинофестиваль заявил о себе в июне 2008 года, когда в Чебоксары съехались известные актеры и кинорежиссеры ближнего и дальнего зарубежья. В 2009 году руководство Чувашии решило сделать чебоксарский кинофорум традиционным, а Минкультуры России его поддержало.
За пятнадцать лет участниками кинофестиваля в разные годы становились Эльдар Рязанов, Ирина Муравьева, Лидия Федосеева-Шукшина, Михаил Ефремов, Ирина Бондарчук, Дмитрий Астрахан, Борис Грачевский, Алексей Герман-младший, Юрий Грымов, Сергей Фетисов, Никита Высоцкий, Алексей Нилов, Семен Фурман, Григорий Гладков, Лиза Боярская, Дмитрий Харатьян, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Александр Панкратов-Черный, Виктор Сухоруков, Ангелина Вовк и многие другие деятели кино из России и множества других стран.
Изменился и зритель...
– Поначалу зрителей было мало, несмотря на то, что показы всегда были бесплатными. Приходили на них в основном пожилые люди – такие знаете ли «прекрасные» старушки. И картины мы старались подбирать соответствующие этой возрастной категории. Потом, год от года, зритель стал молодеть. И теперь на показы ходят совсем молодые люди, – говорит Лаврентьев.
По его мнению, кинофестиваль – это возможность увидеть фильмы, которые вне его рамок зритель никогда бы не увидел. Это именно то, ради чего и проводятся подобные фестивали всегда и везде.
Кроме конкурсных показов в рамках фестиваля прошли две больших концертных программы. Первая – музыкально-поэтический спектакль «Пятое время года… Любовь» с участием заслуженных артисток России Нины Шацкой и Ольги Кабо. Вторая – творческий вечер знаменитого советского и российского композитора Эдуарда Артемьева. Он же представлял специальный показ отреставрированного фильма «Солярис», приуроченный к 90-летию Андрея Тарковского. Сам же концерт композитора, которому в этом году исполняется 85 лет, стал одним из самых ярких событий фестиваля.
«Артемьев – это сама музыка», – говорил об Эдуарде Артемьеве Никита Михалков. Андрей Кончаловский называл его «очень большим художником», а Андрей Тарковский считал его музыку важнейшей составляющей экранного действа. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Сибирский цирюльник», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Сибириада», «Родня» и еще около двухсот фильмов стали любимыми зрителями во многом благодаря музыке Эдуарда Артемьева.
В завершении творческого вечера композитор признался, что не ожидал такого горячего приема (зал ему аплодировал стоя), и пообещал приехать в Чебоксары снова.
В этом году, несмотря на нынешнюю ситуацию, фестиваль оправдал звание международного. В программе было много иностранных картин производства Индии, Франции, Кыргызстана, Бельгии, Сербии и Казахстана. Причем впервые зарубежные фильмы участвовали в региональном конкурсе и многие получили награды.
Так, «Анне» за лучший сценарий к картине «Дорога в Эдем» отправилась в Кыргызстан. Приз за лучшую режиссуру достался бельгийской картине «Невидимый мир». В ней поднимается сложная тема школьного буллинга. Награду «за лучшее художественное воплощение» получил британский фильм «Точка кипения».
Диплом «Приз зрительских симпатий» вручили индийскому фильму «Однажды в кино» – истории о встрече с кинематографом маленького полунищего сына продавца чая Самая. Однако Гран-при фестиваля остался в России. Жюри единогласно присудило победу якутскому фильму «Ыт» режиссеров Степана Бурнашева и Дмитрия Давыдова. Сюжет картины объединил семь деревенских историй о добрых и злых соседях, каждая из которых вполне самостоятельна, но вместе они сложились в целостную мозаику жизни, в которой помимо мрачного есть немало и очень смешного.
В конкурсе регионального и этнического кино оказалось несколько работ, которые не получили хрустальных «Анне», но тем не менее были отмечены жюри. Так, специальный диплом получил «Онаен» Андрея Огородникова. Фильм рассказывает о марийской традиционной религии, которая сохраняется и сегодня.
Второй диплом получила трагикомедия армянского режиссера Гаруша Казаряна «Мое черное сердце». Лучшую мужскую и женскую роль жюри выделять не стало и наградило сразу целый актерский ансамбль иранского фильма «Sugar crush».
Приз за лучший сценарий получила картина «Солаан». Это история слепого тувинского мальчика, который стал большим композитором, основанная на реальных событиях. «Анне» за лучшую операторскую работу присудили Рафаэлю Сарваеву за фильм «Двое видели козу».
Лучшим режиссером назвали Марата Никитина (это наш, чувашский режиссер) с фильмом «Соучастник». Приз за лучшую документалистику получила Лия Бельтрами из Италии. Ее картина «Всплеск песни» посвящена положению женщины в современной Индии.
Гран-при достался тяжелому, но в тоже время красивому фильму «Последний» азербайджанского режиссера Фариза Ахметова. В нем рассказывается о последних часах жизни последнего жителя острова Кюрдили, который стал непригоден для проживания из-за поднятия воды в Каспийском море. Ну и ожидаемо разделились мнения жюри и зрителей. «Приз зрительских симпатий» в конкурсе регионального и этнического кино присудили якутской семейной драме «Джулур: мас-реслинг».
Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.