К 550-летию города в Чебоксарах стартовал туристический проект – иммерсивный променад-театр "Городские легенды"
В рамках туристического проекта «Городские легенды» в историческом центре города проходят пешеходные аудио-экскурсии с элементами театрализации. Первым делом участники облачаются в белые и черные накидки, которые по авторской задумке должны символизировать чередование светлых и темных полос в истории города. Затем надевают наушники. Обычно экскурсоводы ведут свое повествование через громкоговоритель и все, о чем они говорят, доступно окружающим. Здесь же, по словам автора проекта Валентины Поливцевой, необходимо было добиться особой атмосферы.
– Восприятие через наушники создает некую камерность – каждый как будто бы оказывается наедине с городом, слышит его голос. Такой формат экскурсий предполагает более глубокое погружение, нежели привычное следование за гидом, – говорит она.
Впрочем, рядовой экскурсией это действо назвать нельзя – это самый настоящий спектакль под названием «Нити судьбы». Сюжет его развивается прямо здесь и сейчас. Театральными подмостками служат городские улицы, декорациями – уцелевшие церкви и купеческие особняки, зрители же становятся не просто статистами, а непосредственными участниками.
Стартует спектакль-прогулка на световом мосту через чебоксарский залив. Экскурсанты проходят по давно знакомому маршруту: монумент Матери-Покровительнице, первая чебоксарская аптека, художественная галерея, Введенский собор. Заканчивается полуторачасовой променад возле памятника Петру и Февронии. В это время в наушниках звучит мягкий тембр известного артиста Александра Бордукова, в рассказе которого реальные личности соседствуют с вымышленными, а факты переплетаются с мифами, рождая городские легенды.
– Идея создания променад-спектакля возникла, когда я сидела в двухэтажном экскурсионном автобусе в Париже, – рассказывает руководитель проекта «Городские легенды» Анна Казанцева.
Потом, работая в туристско-информационном центре Чебоксар, ей самой удалось поучаствовать в похожих прогулках в других российских городах. Тогда же она решила, что нечто подобное можно претворить в жизнь и в Чебоксарах. Автором сценария спектакля стала тележурналист Валентина Поливцева.
Валентина Поливцева:
– В основу создания «Нитей судьбы» лег принцип иммерсивности (immersive – погруженность). Первый иммерсивный спектакль был поставлен в 2011 году в Нью-Йорке. Зрители в масках бродили по отелю, в который превратили заброшенный склад, а на их глазах разворачивалось многослойное театральное действие, отдаленно напоминавшее шекспировского Макбета. При этом сами зрители становились непосредственными участниками спектакля. Обычно иммерсивные постановки – на любителей острых ощущений, а то что мы сделали в Чебоксарах – для широкой публики.
Работа над проектом началась в марте прошлого года. Для начала определили маршрут и начали собирать информацию.
– Валентина целый месяц писала сценарий к спектаклю, перелопатив не счесть какое количество книг на тему истории города. Она смогла найти очень много интересных историй и деталей, которые не настолько хорошо известны не только горожанам, но и историкам, – говорит Казанцева.
Срежиссировал спектакль Виталий Баев, вступивший также композитором и звукорежиссером. К «озвучке» аудиопрогулки по Чебоксарам удалось привлечь известных российских артистов Михаила Ефремова, Даниила Страхова и Александра Бордукова, а также актеров чувашского и русского драматических театров. Материал помогал собирать художник-этнофутурист Георгий Фомиряков. С визуализацией помог режиссер чувашского театра кукол Юрий Филлипов. Он же предложил использовать шарманку – своеобразную машину времени. Алексей Киров и Владимир Трофимов помогли найти для нее фотографии старых Чебоксар.
Анна Казанцева:
– Много чего осталось в загашнике и будет использовано в следующих проектах. Самое же главное, что мы поняли в процессе создания «Нитей судьбы» – то, что в нашем городе живут очень талантливые люди, влюбленные в свой город.
С момента запуска проекта и первых экскурсий прошло совсем немного времени, но его появление вызвало огромный резонанс. Возможно, дело в грамотном маркетинге авторов проекта: первыми участниками променада стали блогеры и журналисты, не скупившиеся потом на восторженные отзывы в соцетях. Но скорее всего это говорит о качестве нового туристического продукта.
Андрей Федоров:
– Сначала мы думали, что нас ждет обычная экскурсия, просто без говорящего гида. Первым делом удивляешься, когда слышишь в наушниках узнаваемые голоса известных артистов. Как только начинаешь понимать всю суть происходящего, от записи голосов и их историй, звуков старины по телу начинают бежать мурашки. История города описывается настолько красиво, что жители Чебоксар, воспринимая ее как нечто привычное, во время прогулки начинают понимать, что порой и не замечают всей этой красоты.
Другой экскурсант, общественный деятель Евгений Бондарев отмечает максимальную вовлеченность в спектакле: «Надеваешь наушники и полностью погружаешься в действо, и уже не думаешь, как в это время выглядишь со стороны». Особенно удачно, по его словам, авторам спектакля удалось плавно переходить от одного пласта времени к другому: вот ты находишься в Чебоксарах 19-го века, потом переносишься на 80 лет вперед, а потом на 300 лет назад, в прошлое.
Евгений Бондарев:
– Хорошо, что это сделано художественно. Видно, что проект делали люди, которые хотели рассказать историю города так, как они ее сами видят, и как хотят, чтобы ее увидели другие. В этом – это конечно очень авторский проект, в котором совершенно нет идеологии. Время правления Романовых, революция, современность – обо всем говорится объективно. Можно прийти домой, более детально изучить интересующий период и дать ему собственную оценку.
Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.