22 мая Чувашский государственный театр оперы и балета отмечает 55-летний юбилей.
Ровно 55 лет назад, 22 мая 1960 года, с премьеры национальной оперы Ф. Васильева «Шывармань» начался отсчёт музыкально-театрального искусства Чувашии.
Сегодня трудно представить, по какому бы пути пошло его развитие, если бы не Борис Марков. Выпускник ГИТИСа, эрудированная и разносторонняя личность, он всей душой болел за то, чтобы его земляки могли с гордостью воскликнуть: «А у нас есть свой музыкальный театр!» И даже отсутствие профессионалов не остановило мастера. Первыми «кузницами» исполнительских кадров для нашей сцены стали Чувашская оперная студия при Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, открытая 1943 году, и подготовительное отделение вокального факультета Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. В 1957 году появилась возможность направить ребят из Чувашии на учёбу в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой.
В хор и кордебалет решено было привлечь талантливую рабочую молодёжь. Вот что вспоминал сам Борис Марков о тех непростых, но творчески насыщенных временах: «Новый театр родился в нелёгких условиях: в первое время не было профессионального хора и балета, достаточного количества подготовленных специалистов. Но стремление создать музыкальный театр в Чебоксарах победило те трудности, которые лежали на пути к опере. С заводов и фабрик, из вузов и учреждений пришли в театр участники художественной самодеятельности. Они занимались по вечерам в вокальной и балетной студиях, работавших на общественных началах».
Итак, 1 июля 1959 года на базе Чувашского академического драматического театра и симфонического оркестра Чувашской государственной филармонии был организован Чувашский государственный музыкально-драматический театр. В 1969 году он стал отдельным коллективом, в 1993 году был переименован в Чувашский государственный театр оперы и балета. Сегодня это самый большой творческий коллектив республики, активно гастролирующей по стране и зарубежью, имеющий в репертуаре более пятидесяти спектаклей самых разных жанров, неоднократно отмеченных республиканской и столичной прессой. Давно ставшие доброй традицией Международный оперный фестиваль им. М. Д. Михайлова, Международный балетный фестиваль и Фестиваль оперетты ежегодно обеспечивают для зрителей республики встречи с мастерами мировой музыкальной сцены.
Один из самых ярких спектаклей театра – опера Г. Хирбю «Нарспи». Её постановку, возобновленную при поддержке Гранта Главы Чувашии и открывшую юбилейный сезон, можно назвать подарком для зрителей и труппы. Впервые поставленный в 1967 году Борисом Марковым, спектакль сразу стал визитной карточкой Чувашии. Его показывали в Казани, Йошкар-Оле, Ульяновске и даже в столице, на сцене Московского театра оперетты. Создателей и исполнителей главных партий наградили Государственной премией Чувашии. Сегодня перед нами уже вторая редакция постановки Бориса Маркова. В 1989 году в качестве режиссера возобновления выступила Тамара Чумакова, одна из первых исполнительниц партии Нарспи. На этот раз национальный шедевр возродила солистка чувашской балетной сцены, а ныне талантливый балетмейстер Елена Лемешевская. Спектакль также приурочен к 125-летию Константина Иванова, чья поэма легла в основу либретто оперы, и к прошедшему 90-летию Бориса Маркова, сообщает пресс-служба театра оперы и балета.
23 мая вниманию зрителей будет представлен эксклюзивный концерт, на котором выступят дети любимых артистов, а 27 мая театр приглашает на показ оперы «Шывармань».
Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.