архив moygorod-online.ru
"Мой город" побывал на экскурсии по Чебоксарам, которые проводит группа энтузиастов, но для туристов, а для горожан, уже неплохо знающих историю города
В Чебоксарах второй год существует авторский цикл пешеходных уличных экскурсий «Прогулки с «Полигоном». Проводят их не профессиональные экскурсоводы, задача которых за небольшое время выдать туристам максимум информации – получается емко, но поверхностно. Из ведут эксперты: историки, культурологи, краеведы, причем, не просто хорошо знающие предмет, но и искреннее любящие родной город.
«История творится на наших глазах». Правда, говорить это можно и с отрицательной коннотацией. Экскурсия «Город, которого нет» с экскурсоводом Мариной Уколовой начинается с улицы Текстильщиков. Название ей дал хлопчатобумажный комбинат, который был эвакуирован из города Вышний Волочек, и появился в Чебоксарах в 1941 году. В 1948 году для него стали строить собственное здание, в нем он просуществовал до 2013 года. В 1951 году фабрика первые 13 килограммов пряжи.
Сейчас комбината, который был одним из градообразующих предприятий Чебоксар и на протяжении более полувека во многом определял его развитие, нет. В его корпусах – торговые центры, арендаторы, а оставшаяся территория определена под крупную жилищную застройку.
Мы проходим мимо дворца культуры имени Хузангая, который раньше назывался ДК «Текстильщиков» и был открыт в 1965 году. Для своего времени это было одно из самых монументальных зданий Чебоксар. Здесь было 2 зала на 200 и 800 мест. За ДК располагалась ТЭЦ-1, построенная в 60-е годы. Сейчас на ее месте растут новостройки.
«Парк победы» напротив ДК был заложен в честь 35-летия победы дважды героем Советского Союза космонавтом Андрияном Николаевым. Монумент воинской славы был установлен здесь также в 1980 году. Его высота составляет 16 метров, для сравнения, Мать покровительница – 46 метров. Есть версия, что сначала памятник готовился для марийской АССР, а потом был подарен Чувашии.
После 20-го столетия мы перемещаемся в Чебоксары века 19-го и идем по улице Нагорной. Сейчас она носит имя Зои Яковлевой, актрисы, чья судьба больше связана не с Чувашией, а с Крымом. В годы войны она входила в диверсионную группу, состоящую из работников театра. Судьба ее была трагичной – за три дня до освобождения полуострова фашисты схватили группу прямо после постановки – Зою Яковлеву казнили.
В одном месте улицы можно увидеть столетние булыжники – остатки прежней мостовой. Возможно, именно здесь проходила владимирская этапная дорога, по которой ссыльные шли в Сибирь.
Здесь, кстати, есть улица, которая сохранила свое дореволюционное название – переулок Кувшинский. Знаменит он был тем, что до революции здесь жила семья Засыпкиных, которые делали чисто звучащие гужевые колокольчики вплоть до 1914 года. Чебоксары с 17-го века славились производством колоколов. Доброшумный город – так называли Чебоксары из-за колокольного звона, звучавшего из многочисленных церквей. К 19 веку колокольное литье пришло в упадок, сохранилось лишь производство маленьких колокольчиков.
Идем в Чебоксары 16-17 веков и останавливаемся на восточном косогоре за речным портом. Здесь нужно максимально включить воображение, потому что речь пойдет о городе, который сейчас скрыт водами залива. В те времена здесь располагался посад – место, где жили ремесленники. Начинался он под стенами кремля и располагался почти в овраге. Его жителями были только русские – выходцы из Астрахани, Твери, Свияжска. Чувашам здесь жить запрещалось – они селились в окрестных деревнях. Можно представить какие запахи стояли над городом. Рядом с Волгой находились рыбные ряды, в речке Кайбулке кожевенники отмачивали кожу.
Поскольку посад был деревянным и тесным, он часто горел. После очередного пожара власти приказали выдерживать промежутки между домами – 8 саженей или примерно 17 метров. Если чей-то дом не укладывался в ограничение, его должны были сносить. |
О самом большом пожаре, случившемся в 1773 году и уничтожившим город практически дотла, даже докладывали императрице Екатерине II. Та повелела сделать планировку Чебоксар регулярной – радиально-лучевой. Позже подобную попытку предпринял Николай I. Ни одна из предложенных новаций в городе в итоге не прижилась, люди продолжали строиться довольно хаотично. Еще в 50-e годы прошлого столетия прямо в центре Чебоксар даже находился цыганский поселок.
Мы спускаемся с косогора и оказываемся в Чебоксарах 18 века, когда в городе стали появляться первые каменные сооружения. Одно из них, сохранившееся с тех времен, – Воскресенская церковь. Она была построена в 1758 году в стиле русского барокко. Здание церкви сохранилось до наших пор, а колокольня была перестроена в 90-е годы прошлого столетия.
Рядом с церковью есть интересное жилое здание для священнослужителей, также построенное в стиле барокко, – дом причта. Это одно из самых интересных зданий Чебоксар. Снаружи оно имеет форму квадрата, а внутри ассиметрично. В советское время Воскресенская церковь не действовала – здесь был соляной склад, затем типография. Ей еще повезло, чего не скажешь о нескольких других церквях, которые разрушались сначала в 30-е годы, потом в 70-е, когда строилась Чебоксарская ГЭС.
В Чебоксарах насчитывалось 29 церквей, из старых осталось пять. Исчезла Крестовоздвиженская церковь начала 18 века, до конца 70-х стоявшая на берегу Волги. Когда строили залив, были планы перенести ее в другое место – на западный косогор, но проект не состоялся. За зелеными куполами Свято-Троицкого мужского монастыря до 30-х годов виднелась пятиглавая Вознесенская церковь. Знаменита она была своей падающей колокольней, которая отклонялась на 71 сантиметр. В 19 веке власти побоялись, что колокольня рухнет, и снесли ее. Миссия «падающей» перешла к колокольне Михаило-Архангельского собора. Сама церковь Михаила Архангела сохранилась до наших дней, а колокольню также разрушили в 30-е годы. Церкви давали названия чебоксарским улицам: Воскресенская, Крестовоздвиженская, Вознесенская, Рождественская, Успенская. На месте нынешней Красной площади находилась Благовещенская церковь. На месте фонтанов залива – Покровская церковь.
Чтобы попасть в Чебоксары 18 века нужно пройти по Красной площади и снова вступить на территорию 19 века, но только его начала. Здесь стоит дом купца Черезова. Здание часто меняло собственников, пока не было приобретено купцом Иевлевым. Построен дом тоже стиле барокко. Похожие дома образовывали здесь целую улицу.
Еще одна сохранившаяся церковь 1761 года постройки на берегу залива – Успенская. Сейчас от большой церкви остался лишь второй этаж. Когда затапливали залив, для нее сделали специальную бетонную подушку, а первый этаж засыпали мокрым песком. От этого сейчас в церкви всегда влажно, здание постепенно накреняется. Сам же храм интересен тем, что внутри него имеются хоры со стальными струнами, которые дают больший акустический резонанс. «В Поволжье таких церквей больше нет», – утверждают священнослужители. В советское время в церкви был краеведческий музей, а в 90-е годы здесь даже хотели создать органный зал.
Западнее Успенской церкви располагался дом Боне, в советское время здесь был ресторан «Венеция» и художественная галерея. Где-то рядом находился дом Клюева. Он был деревянным. Его хозяин – человек со странностями, построил внутри дома лестницу наподобие капитанского мостика и созывал с него домочадцев на обеды. Потом здесь была женская прогимназия и институт чувашского языка.
– Чебоксарам не повезло трижды. Первый раз, когда в 1704 году сгорел чебоксарский деревянный кремль, второй раз, когда пришедшие к власти большевики снесли в городе церкви. Третий раз, когда затопили историческую часть города в связи со строительством ГЭС, – говорит еще один экскурсовод «Прогулок», археолог, краевед, кандидат исторических наук Николай Мясников.– Как археолог я ненавижу залив. Вы просто не представляете, что мы потеряли.
Туристам, приезжающим в Чебоксары, как правило, показывают историческую часть города и рассказывают о том, что есть. Экскурсия Мясникова называется «Неизведанные Чебоксары. Археологические тайны». Она показывает то, чего уже нет, что оказалось скрыто под землей. Но мы не станем сильно углубляться в культурные слои Чебоксар, которые, по словам археолога, гораздо старше официального возраста города, а продолжим путешествие вокруг залива.
В 19 веке Чебоксары были захолустным и провинциальным городом. Здесь не было деревянных тротуаров. По улицам в огромном количестве бегали козы и свиньи, которые были настоящей напастью чебоксарцев. Зелени в городе практически не было и говорят, что в Чебоксарах насчитывалось 4 козьих улицы. |
Во время половодья низовую часть постоянно затапливало. Возможно это не тот город, который хотелось бы сохранить. Но в начале 20-го века и после революции Чебоксары стали меняться. Появились целые улицы, застроенные купеческими домами, которые образовывали торговые ряды. Они просуществовали до 70-х годов и многие чебоксарцы еще помнят, как покупали в этих, уже советских магазинах, книги, обувь, хлеб или молоко. Сейчас особняки скрыты водами искусственного залива, в том числе находятся на его дне и два городских парка: имени Крупской и детский парк.
При этом делались попытки спасти от затопления памятники культуры. Например, в 90-е годы на западном косогоре залива был восстановлен, хотя и очень неточно, дом на выходах Козьмы Кадомцева. Настоящий купеческий дом оказался под водой, а копия сейчас мало похожа на оригинал, да к тому же еще неправильно носит название дома Зелейщикова. «Дом симулякр», – так его называют историки.
Еще одно вольное отношение к истории – это воссозданный «дом на подклете» или Соляная контора. Говорят, что в нем останавливался Петр I, путешествующий по Волге. Здание-памятник было разобрано в 1979 году в ходе подготовки зоны затопления Чебоксар. В 2005 году его восстановили, но единственное, что осталось от прежнего дома – это наличники. Само же здание обзавелось псевдоисторическим крыльцом, которого в подлиннике не было.
Марина Уколова, культуролог, кандидат философских наук:
– Мой взгляд на Чебоксары – это в большей степени взгляд культуролога. Мне интересны атмосфера и образ жизни старинных Чебоксар. Хочется восстановить картину прошлого: например, чем пах и как звучал город, как проходил день горожанина. И такие экскурсии рассчитаны больше не на гостей Чебоксар, а на тех, кто здесь живет, ходит по этим улицам, но не всегда знает об их прошлом. И многие после экскурсии говорят, что их взгляд на залив поменялся: столько памятников утрачено, что история там – на дне. Бывает, приходят старожилы и во время экскурсии вспоминают жизнь города до появления залива, рассказывают про цыганский поселок, зеленый базар, экспонаты краеведческого музея.
Михаил Кузьмин, основатель творческой площадки «Полигон»:
– «Прогулки» мы запустили в 2015 году. Проект не является чем-то новым, подобные вещи есть во многих городах. На сегодняшний день есть три маршрута: «Город, которого нет», «Неизведанные Чебоксары. Археологические тайны» и «Сакральные тайны». К сожалению, сам формат прогулок накладывает определенные ограничения. Маршрут должен быть пешим, компактным и длится не более 1,5-2 часов. Пока идеальное место для таких прогулок – это территория вокруг чебоксарского залива в, историчской части города. В наших экскурсиях много тонкостей и деталей. Это такие откровения, которые не будут важны для постороннего, но необходимы для человека, живущего в городе. И это часто такие вещи, которые не узнаешь больше нигде.
О новых экскурсиях и их расписаниях можно узнавать в группе «Прогулки с «Полигоном»
Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.