Этническая идентичность, мигранты и сохранность языка: что беспокоит жителей Чувашии в межнациональных отношениях

17 января 2018, 15:14

Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей оценивают межнациональные отношения в республики как хорошие, есть опасения потери национальной самобытности 

В своем послании Госсовету, практически в самом его конце, глава Чувашии Михаил Игнатьев упомянул о состоянии межнациональных отношений в республике. По его словам, положительно его оценивают 87% респондентов. Опирался Игнатьев на результаты опроса «Современное состояние этнокультурного развития и межнациональных отношений в Чувашской Республике», проведенного в прошлом году  Чувашским государственным институтом гуманитарных наук.

Между тем, в результатах исследования есть и другие интересные выводы. Анкета, например, содержала такой вопрос: нужно ли выбирать друзей среди своей национальности? Выяснилось, что для около 80% опрошенных национальность друзей не имеет значения. Спрашивалось также мнение людей относительно смешанных браков. Оказалось, что «за», «ничего не имею против» или «допускаю» смешанные браки высказалось 65,6% респондентов. При этом отрицательно к ним отнеслись 8,3% участников опроса.

Исследователи отмечают, что в Чувашии продолжают оставаться спокойными и уважительными межэтнические и межконфессиональные отношения. 9 из 10 респондентов (90,1%) дали им положительную оценку. Однако в сравнении с предыдущими замерами, увеличилась частота выбора такой оценки, как «удовлетворительные, терпимые» и снижение варианта «хорошие». Негативное к себе отношение, связанное с национальностью, за последние год-два испытали лишь 2,5% опрошенных.


В Чувашии сохраняется большой уровень настороженности к мигрантам. Свыше половины респондентов (51,7%) уверены, что в Чувашии не нужны никакие приезжие.


45,5% опрошенных заявили, что нужно ограничить миграцию для выходцев с Кавказа и среднеазиатских республик. В качестве аргументов были озвучены следующие причины: мигранты не соблюдают традиции Чувашии и неуважительно относятся к жителям республики (33,3%), наживаются на них (27,6%), их присутствие в худшую сторону влияет на уровень преступности (41,1%). Кроме этого жителям Чувашии самим не хватает работы, и мигранты лишь усиливают конкуренцию на рынке труда (47,5%).

Между тем исследователи предполагают, что отрицательные установки респондентов опираются не на реальную, а на проективную ситуацию. Преобладание этих стереотипов во многом является результатом отсутствия положительной информации о вкладе трудовых мигрантов в экономику и социальную сферу республики, отмечают они.

В ходе опроса две трети респондентов ответили, что являются верующими, в первую очередь православными. Около 60% участников опроса сообщили, что религия в той или иной степени важна для их жизни. Остальные назвали себя атеистами (9,6%) или заявили, что колеблются между верой и неверием (17,5%). 


Касались вопросы также общегражданской идентичности респондентов. Большинство опрошенных сообщили, что в повседневной жизни окружающие должны воспринимать их прежде всего как россиян (65,5%), и лишь затем как жителей Чувашии, представителей своей национальности, жителей своего села или города.


При этом среди респондентов русской национальности воспринимающих себя россиянами оказалось больше (81,1%), чем среди чувашей (59,1%).  Выяснилось также, что некоторые респонденты воспринимают общегражданскую идентичность как угрозу их этнической идентификации.

Важнейшими элементами культуры и окружающего мира, которые оцениваются в качестве важных скреп этнокультурного единства, респонденты называли родной язык, общую землю, а также национальные обычаи, привычки, обряды и историческую судьбу, религию, народное и профессиональное искусство. При этом у чувашей язык является важнейшим маркером этнического единства, в то время как русские на первые места ставили территорию проживания, историческую судьбу и прошлое.

Более 40%  опрошенных в той или иной степени говорили о том, что в республике существует опасность потери национальной самобытности,  при этом с уверенностью об этом заявили свыше 15% респондентов. Исследователи отмечают, что эта проблема в значительно большей степени характерна для чувашей, среди которых высказали озабоченность в той или иной степени почти 54%, в то время как среди русских – около 20%.


Одной из самых острых проблем является сохранение и использование чувашского языка. 42,2% респондентов назвали своим родным чувашский язык, 34,3% – русский, еще 2,3% – татарский, при том, что чувашами назвались 65,2%, а русскими 23,8% опрошенных.


По данным опроса в домашних условиях на чувашском говорят чуть более трети респондентов, а на работе, в учебных заведениях, на улице этот показатель заметно ниже. Во всех сферах жизнедеятельности кроме чувашского наблюдается одновременное использование как чувашского, так и русского языков, поэтому дома, в семье на чувашском языке общаются в той или иной форме три четверти респондентов, считающих себя чувашами. В учебных заведениях этот уровень составляет около 30%.

Отметим, что проведение опроса совпало по времени с бурным обсуждением вопроса о добровольности изучения родных языков в школах. Оно подняло интерес к проблеме чувашского языка на новый уровень, как со стороны чувашей, так и русских. При этом в опросе эта проблема не затрагивалась. Исследователи полагают, что после принятия в школах уточненных учебных планов и выяснения всех вопросов о добровольности изучения родных языков ситуация должна вернуться в традиционные границы. 

Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.

Подпишитесь...