Музей пива в Чебоксарах: путешествие в мир традиций и культуры пивоварения

20 октября 2024, 20:14

архив moygorod.online

Музей пива в Чебоксарах много лет пользуется в народе особой популярностью. И у этого явления есть вполне себе национальные корни. Историки говорят, что в старину средняя чувашская семья ежемесячно варила по 300 литров пива. И здесь туристы и  местные жители могут приобщиться к древним традициям, посетив экспозицию и дегустацию

Погружение в тьму веков

– Знаете, больше всего меня удивило, что экспозиция оказалась действительно не развеселым собранием баек, а серьезной историей мирового пивоварения, – поделился впечатлением пассажир круизного теплохода Виталий Владимиров. – Необычный интерьер, неожиданные экспонаты. Например, древнеиранские таблички, древнеегипетская посуда, использовавшиеся еще до нашей эры жернова, подлинная античная керамика, археологические находки из Месопотамии, окаменевшие зерна из древней пивоварни возрастом в пять тысяч лет! Честно говоря, сам напиток не очень люблю, но вокруг него так много интересного закручено! Технологии, оформление, культурные традиции разных народов, отношение к нему медиков и религии в разные периоды развития человечества. Зашел заодно с группой, но теперь тематика увлекла, хочу посетить еще два российских музея пива – в Москве и Санкт-Петербурге. Сравнить.

Музей, который сегодня входит в список одной из главных туристических достопримечательностей столицы республики, был открыт в 1997 году по инициативе первого (и единственного) президента Чувашии Николая Федорова. Идея заключалась в грамотном и долговременном пиаре пивоваренной компании «Букет Чувашии», и расчет оказался верен. Завод до сих пор является верным спонсором этого культурного учреждения, поставляя для дегустации широкую линейку своей продукции.

Проект запустили масштабно. Здание под музей арендовали рядом с Красной площадью и Речным портом, чтобы уж точно задействовать все основные туристические маршруты. Эскизы интерьеров разработала Анжелика Инедеркина, член Союза дизайнеров России.

Над экспозицией трудились известные в Чувашии художники и музеисты, национальный колорит обеспечили яркие и безошибочно узнаваемые работы Элли Юрьева и Праски Витти. Оформление зала, посвященного пивоварению в Древнем мире, курировали специалисты петербургского Эрмитажа. Получилось солидно и интересно.

Но творческие люди, как всем известно, редко имеют деловую жилку. Привлечь в музей народ, снять убыточный объект с баланса города и окупить вложения «в культуру» взялись два чебоксарских предпринимателя, отец и сын. Интересно, что пиво в сферу их деловых интересов не входит. Данный проект они считают личным вкладом в развитие города.

В декабре 2005 года новые владельцы выкупили здание и полностью его перестроили, но сохранили саму экспозицию. Теперь стилизованную огромную «бочку» видно с оживленной пешеходной чебоксарской улицы имени Купца Ефремова, под «старинной» вывеской охотно назначают свидания, а поток посетителей не иссякал даже в мрачные годы пандемии ковида. Кстати, это единственный чебоксарский музей, который не закрылся на карантин, хотя внутрь и впускали только в маске и перчатках.

Выгодная современность

«Я столько не выпью!» Эту самую часто звучащую от женщин фразу при дегустации «титульного» напитка персонал музейного кафе давно не принимает всерьез. Во-первых, все подаваемое пить и необязательно, можно отхлебнуть полглоточка из каждого стаканчика пивной коллекции. Только чтобы составить собственное мнение о вкусе и аромате напитка и определиться, что купить в подарок друзьям и родным. А во-вторых, часто такое заявление оказывается чистым кокетством. Дамы еще и добавку просят, мол, сложно выбрать, все такое вкусное.

Особенно хорошо дегустация идет под зажигательное выступление фольклорных коллективов и завораживающие рассказы опытных экскурсоводов.

– Эти ваши задорные песни и пляски, кругом вышивка красивая, гостеприимство такое, что опомнилась я только к вечеру, в обнимку с ящиком пива и мешком сувениров! – смеется предприниматель из Твери Елена Яковлева.

А затем уже серьезно рассказывает, что музей подарил ей не только массу положительных эмоций, но и множество идей в продвижении собственного пищевого бизнеса. Домой с собой она увезла полный мобильник фотографий экспонатов по истории пивоварения, коллекции пивных бутылок XIX века, кружек, кувшинов, пробок, бирдекелей (подставок под пивную кружку) и этикеток разных времен.

Как говорится, их эффективность проверена на практике! Этикетки, к примеру, рисовали такие мастера, как Бенуа, Кустодиев, Васнецов младший. В музее можно увидеть копии работ этих художников. Уверенность в качестве своей продукции мастера прямо-таки отливали в стекле – брендированные бутылки содержат сведения о названии и адресе предприятия, а то и имя хозяина пивоварни.

Маркетинговые ходы старинных пивоваров тоже восхищают. Древние шумеры, к примеру, придумали богиню Нинкаси – покровительницу пива и алкоголя в целом. Монахи‑пауланы из Нойдек‑об‑дер‑Ау в Германии, чтобы и пост скрасить, и Господа не прогневить, придумали варить невероятно густое солодовое хмельное варево и назвали его «жидким хлебом». А для чувашей «музейный» напиток был не только национальным, но и обрядовым. Он использовался как обязательное угощение на всех праздниках.

Огромной популярностью среди посетителей музея пользуется календарь, размещенный на потолке одного из залов. Он сообщает, когда именно приступать к священнодействию – варке живительного напитка. Причем накануне этого ритуала хозяйка дома молилась, обращаясь в сторону восхода солнца.

Среднестатистический объем партии пива на семью из 11 человек составлял 300 литров, и семья выпивала его примерно за месяц, то есть в день на каждого приходилось около 1,5 литра. Крепкое здоровье было у предков, однако!

Национальный колорит

– Идея родителей отправить меня сюда для учебы раньше казалась мне не очень удачной. Но теперь дело принимает более интересный оборот! – пошутил первокурсник ЧГУ Андрей Краснов, посетивший музей в рамках знакомства с городом.

Уроженец Тюмени с детства привык к участию в мероприятиях чувашской диаспоры, разговаривает на родном языке так же бойко, как и на русском. Воспоминания бабушки о том, как молодежь вручную собирала и сушила хмель во времена ее молодости, слушал не раз. В курсе того, что даже на гербе Чувашской Республики изображена лоза с шишечками, ведь в регионе выращивают 90% российского хмеля. И не абы какого, а высочайшего качества, сертифицированных сортов и с контролем на всех стадиях роста, обработки и продажи.

Требования к пиву тоже серьезные. Хоть в каждой чувашской семье раньше и был собственный рецепт, тщательно скрываемый от посторонних, но на продажу выставляется исключительно продукт, сваренный по строгим стандартам. В 1516 году пивовары Германии заключили соглашение, которое действует до сих пор. В пиве не должно быть ничего, кроме воды, хмеля, солода (пророщенные зерна злаков) и дрожжей. Если добавить еще хоть что-нибудь, теряется право называть получившийся напиток пивом.

А вот правильно сваренное пиво, по заверениям специалистов, это полезнейший продукт. Алкоголя в нем должно содержать не больше, чем в кумысе, а по целебным свойствам пиво даже превосходит его. Правда, изначально напиток был скоропортящимся, что неудобно для поставок в дальние регионы. Именно поэтому в IX-X веках нашей эры в него стали добавлять хмель, играющий роль консерванта.

Кстати

Единственный аспект, который в музее не отображен, это последствия чрезмерного увлечения веселым пенным напитком. А между тем современная медицина даже выделяет пивной алкоголизм специальным термином «гамбринизм» и предупреждает беспечных почитателей напитка о серьезных последствиях, отнюдь не исчерпывающихся объемистым пивным брюшком. Излишняя любовь к слабоалкогольному напитку до добра не доводит, поэтому для приверженцев ЗОЖ предпочтителен все-таки академический, а не потребительский интерес.

Все самое важное и интересное – в нашем Telegram-канале.

Подпишитесь...